Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, в т.ч. для детей с ОВЗ

          Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста  подбирается в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.           В ДОУ работают две группы компенсирующей направленности и логопункт. Для успешного осуществления работы по коррекции речи у воспитанников оборудованы два кабинета учителя-логопеда, которые оснащены необходимым оборудованием, методической литературой, созданы комфортные условия для занятий с детьми.           Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию всех выбранных для работы образовательных программ; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;  возрастные особенностей детей.          Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

       Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно­ пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункционалъностъ материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

DSC01178DSC01161DSC01192

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: В МБДОУ д/с № 57 имеются групповые блоки, групповые участки, спортивная площадка, спортивный зал,  музыкальный зал,  центр ранней профориентации «Профмалыш», РОЗ «Безопасность на дороге», РОЗ «Экологическая безопасность», РОЗ «Пожарная безопасность». Библиотеки, приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
  1. В методическом кабинете (на первом  этаже) имеется библиотека методической литературы для педагогов ДОО.
  2. В групповых помещениях созданы центры художественной литературы, где систематизированы книги детских поэтов и писателей в соответствии с возрастом детей.
  3. В рекреации ДОО (на втором этаже) создан  уголок семейного чтения «Книжный островок», где собрана литература для семейного чтения детям.
  4. В методическом кабинете (на первом этаже) создана медиатека для организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. В нее включены мультимедийные презентации, аудио-треки, видеоролики, слайд-шоу, обучающие мультфильмы, и программы по всем направлениям обучения и развития дошкольников.
Объекты спорта, приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: отсутствуют.

Средства обучения и воспитания, приспособленные  для использования инвалидами и лицами с ОВЗ соответствуют данным инвентаризации. Оборудовано общее рабочее место педагогов, где педагоги имеют возможность подготовить необходимую документацию в электронном виде, воспользоваться интернет ресурсами для организации образовательной деятельности дошкольников.

В МБДОУ д/с № 57 также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
  • Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-логопед — 3 ставки, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
  • При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн.
  • В ДОУ специалистами службы психолог-медико-педагогического консилиума ведется психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
  • На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих
Доступ к информационным системам и телекоммуникационным сетям В наличии 11 персональных компьютеров. Все компьютеры имеют доступ к сети Интернет, 5 из них объединены в локальную сеть, 6 принтеров, 1 сканер, факс, 2 медиопроектора, 7 телевизоров, 3 МФУ, ламинатор, брошюратор. В МБДОУ в течение последних лет успешно внедряется информационно-аналитическая система «АВЕРС: Расчет меню питания», которая предназначена для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Писатели Белгородчины — детям Рассказы и сказки для детей  Аудиосказки, аудиокниги и радиопостановки Веб-сказки Обучающие мультфильмы для совместного просмотра родителей с детьми Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья http://www.downsideup.org/ — «Даунсайд Ап» — помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи http://www.childneurologyinfo.com/main.php — Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем миреhttp://forum.dearheart.ru/- Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопустствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцемhttp://www.gaoordi.ru/ — Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов, возникшая в 1992 году. ГАООРДИ сегодня – это 87 общественных организаций родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и генетическими заболеваниями. На сайте представлена информация о деятельности ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов. Сведения об организациях. Законодательство. Дайджест прессыhttp://www.livingthread.ru/ — «Живая нить» — детский экологический центр, действующий в Москве. Цель — обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.http://www.fond.org.ru/ — Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» (и для детей с нарушениями зрения). Условия питания и охраны здоровья обучающихся Задачи-организации-питания-в-ДОУ Условия питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Примерное 10-ти дневное меню для организации питания детей 1,5 — 3 лет (весенне-летний сезон) Примерное 10-ти дневное меню для организации питания детей 3-7 лет(осенне-зимний сезон) Примерное 10-дневное меню для организации питания детей 1,5 — 3 лет (осенне-зимний сезон) Примерное 10-дневное меню для организации питания детей 3-7 лет (весенне-летний) сезон) АИАС «АВЕРС: РАСЧЕТ МЕНЮ ПИТАНИЯ» позволяет:
  • В автоматическом режиме, с учетом данных технологических карт приготовления блюд, установленным показателям и критериям качества рациона питания, а также исходя из данных о наличии продуктов питания в кладовой учреждения, формировать меню текущего дня;
  • Автоматизировать процесс учета и расхода продуктов питания;
  • Осуществлять мониторинг рациона питания по всем показателям пищевой ценности используемых продуктов;
  • Планировать поставки продуктов питания в учреждение;
  • На основании данных табеля посещения учреждения строить возвратное и дополнительное меню.
В систему включены:
  • Справочник типовых технологических карт приготовления блюд. Документ содержит более 200 технологических карт, составленных в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими процесс организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. Технологическая карта содержит информацию об используемых продуктах, способах их предварительной обработки; пищевой и энергетической ценности блюда; технологии приготовления;
  • Справочник продуктов питания, используемых при приготовлении блюд. В нем реализован механизм учета сезонных потерь продуктов питания при их переработке;
  • Библиотека шаблонов типовых периодических меню питания. Типовое меню питания может быть детализировано пользователем системы по категориям довольствующихся.
Результатом работы являются:
  • Меню текущего дня;
  • Меню-требование;
  • Дополнительное и возвратное меню;
  • Накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания;
  • Бракеражная ведомость;
  • Аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении, качестве рациона питания;
  • Оборотные ведомости по расходы (приходу) продуктов.
Осуществляется эффективное функционирование информационно-аналитической системы «АВЕРС: Управление ДОУ».
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ

Вид помещения, участка

его функция

Оснащение
Музыкальный зал и 2 костюмерные: музыкальные занятия; утренняя гимнастика; досуговые мероприятия; праздники, театрализованные представления; занятия театральных и танцевальных кружков; родительские собрания и прочие мероприятия для родителей. Музыкальный центр, приставка DVD, переносная мультимедийная установка, видеомагнитофон, ноутбук, фортепиано. Детские музыкальные инструменты, различные виды театра, ширмы, костюмы. Шкаф для используемых музыкальными руководителями пособий, аудио и видео записей, игрушек, атрибутов.
Спортивный зал: утренняя и корригирующая гимнастики, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, занятия кружков по акробатике и аэробике. Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия. Тренажеры. Нетрадиционное физкультурное оборудование. Музыкальный центр. Оснащение для спортивных игр. Спортивная форма (парадная).
Лингафонный кабинет: занятия по английскому языку, индивидуальная работа с детьми. Консультативная работа с родителями. Столы, стулья, компьютер. Лингафонное оборудование (12 мест). Аудио и видео записи на английском языке. Книги английских авторов. Фотоальбомы «Лондон», «Великобритания». Карта Великобритании, дидактические пособия для дошкольников при изучении английского языка, игрушки, картинки, схемы, таблицы.
Кабинет логопеда: индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом, консультативная помощь родителям. Зеркало с лампой дополнительного освещения. 4 стульчика для занятий у зеркала. Стол. Комплект зондов для постановки звуков. Комплект зондов для артикуляционного массажа. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Спирт. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», и т.п.) Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры). Логопедические альбомы для обследования. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза  предложений. Разрезной и магнитный алфавит. Алфавит на кубиках. Слоговые таблицы. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино. Наборы игрушек для инсценировки сказок. Настольно-печатные игры.
Кабинет психолога: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, мониторинг развития детей, консультативная помощь родителям. Кресла, детский стол, компьютер. Детские игрушки и стимульный материал для диагностики развития. Литература по психологии дошкольника, периодические издания по психологии.
Медицинский кабинет + изолятор, фитобар, процедурный: осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно-просве-тительская работа с родителями. Медицинское оборудование, необходимые лекарства, прививочный материал, специальные шкафы для их хранения. Детские кровати в изоляторе. Аппарат для кислородных коктейлей. Физиоаппаратура, лампы Чижевского. Компьютер. Шкафы для документации.
Коридоры ДОУ: информационно-просветительская работа с детьми,  сотрудниками ДОУ и родителями. Стенды с необходимой психолого-педагогической информацией для детей, сотрудников, родителей. Стенды со схемами эвакуации в случае возникновения пожара, огнетушители.
Стадион: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, праздники, семейные спортивные соревнования. Спортивные снаряды для равновесия, лазания. Площадки для мини баскетбола, стритбола, городков. Футбольное поле. Яма для прыжков.
Площадка для изучения правил дорожного движения: игры, упражнения, развлечения. Разметка, в соответствии с правилами. Машины, велосипеды, самокаты. Атрибуты для игр.
Групповые участки: прогулки, наблюдения, игровая деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, трудовая деятельность. Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп с павильонами. Игровое, функциональное, и спортивное оборудование. Групповые цветники.
Предметно-развивающая среда в группах
Физкультурный уголок: расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. Оборудование для  равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Уголок природы: расширение познавательного опыта, организация наблюдений и трудовой деятельности. Календарь природы. Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями. Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику. Сезонный материал. Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы, макеты. Материал для проведения элементарных опытов. Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности.
Уголок развивающих игр: расширение познавательного опыта детей, организация игровой деятельности. Пособия по сенсорному воспитанию. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Познавательный материал. Ноутбук (старшие дошкольники).
Строительная мастерская: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Напольный строительный материал. Напольный конструктор ЛЕГО. Настольный строительный материал: ·        пластмассовые конструкторы ( младший возраст- с крупными деталями); ·        конструкторы с металлическими деталями — старший возраст; ·        тематические строительные наборы; ·        мягкие строительно- игровые модули; ·        схемы, рисунки и модели для всех видов конструкторов — старший возраст; ·        транспортные игрушки.
Игровой уголок: реализация ребенком своих замыслов в игре. Накопление жизненного опыта. Освоение культурных практик. Стационарное, лёгкое, позволяющее его трансформировать игровое оборудование. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Полифункциональные материалы.
Уголок безопасности: расширение познавательного опыта и опыта безопасного поведения, его использование в повседневной деятельности, в игре. Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП. Макеты перекрестков, улиц, районов города, транспортные игрушки. Дорожные знаки. Литература о правилах дорожного движения.
Уголок «Родная страна»: расширение познавательного опыта, связанного с историей, географией и культурой России и Белгородской области. Государственные символы России и символы Белгорода и Белгородской области. Литература, фотоальбомы о России и Белгородчине. Образцы народного декоративно-прикладного искусства. Народный костюм девушки из Белгородской области.
Книжный уголок: Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей. Наборы иллюстраций по темам. Материалы о художниках — иллюстраторах. Портреты поэтов, писателей. Тематические выставки рисунков, семейный фотографий, поделок, связанных с чтением.
Уголок театра: развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в театрализованных играх. Ширмы, полифункциональный материал. Элементы костюмов. Различные виды театров (наборы в соответствии с возрастом детей). Элементы  декораций.
«Творческая мастерская»: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки). Наличие цветной бумаги и картона. Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок аппликации. Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведений изоискусства. Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями.
Музыкальный уголок: самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность. Детские музыкальные инструменты. Музыкальный центр. Аудио и видео записи. Портреты композиторов. Музыкально-дидактические игры. Иллюстрации к детским песенкам, мультфильмам.
_ - _
WordPress Lessons