Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, в т.ч. для детей с ОВЗ
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В ДОУ работают две группы компенсирующей направленности и логопункт. Для успешного осуществления работы по коррекции речи у воспитанников оборудованы два кабинета учителя-логопеда, которые оснащены необходимым оборудованием, методической литературой, созданы комфортные условия для занятий с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию всех выбранных для работы образовательных программ; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; возрастные особенностей детей. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункционалъностъ материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
- В методическом кабинете (на первом этаже) имеется библиотека методической литературы для педагогов ДОО.
- В групповых помещениях созданы центры художественной литературы, где систематизированы книги детских поэтов и писателей в соответствии с возрастом детей.
- В рекреации ДОО (на втором этаже) создан уголок семейного чтения «Книжный островок», где собрана литература для семейного чтения детям.
- В методическом кабинете (на первом этаже) создана медиатека для организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. В нее включены мультимедийные презентации, аудио-треки, видеоролики, слайд-шоу, обучающие мультфильмы, и программы по всем направлениям обучения и развития дошкольников.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ соответствуют данным инвентаризации. Оборудовано общее рабочее место педагогов, где педагоги имеют возможность подготовить необходимую документацию в электронном виде, воспользоваться интернет ресурсами для организации образовательной деятельности дошкольников.
В МБДОУ д/с № 57 также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:- Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-логопед — 3 ставки, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медицинский персонал.
- При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн.
- В ДОУ специалистами службы психолог-медико-педагогического консилиума ведется психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Писатели Белгородчины — детям Рассказы и сказки для детей Аудиосказки, аудиокниги и радиопостановки Веб-сказки Обучающие мультфильмы для совместного просмотра родителей с детьми Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья http://www.downsideup.org/ — «Даунсайд Ап» — помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи http://www.childneurologyinfo.com/main.php — Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем миреhttp://forum.dearheart.ru/- Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопустствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцемhttp://www.gaoordi.ru/ — Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов, возникшая в 1992 году. ГАООРДИ сегодня – это 87 общественных организаций родителей детей с инвалидностью, а также с редкими и генетическими заболеваниями. На сайте представлена информация о деятельности ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов. Сведения об организациях. Законодательство. Дайджест прессыhttp://www.livingthread.ru/ — «Живая нить» — детский экологический центр, действующий в Москве. Цель — обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.http://www.fond.org.ru/ — Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» (и для детей с нарушениями зрения). Условия питания и охраны здоровья обучающихся Задачи-организации-питания-в-ДОУ Условия питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Примерное 10-ти дневное меню для организации питания детей 1,5 — 3 лет (весенне-летний сезон) Примерное 10-ти дневное меню для организации питания детей 3-7 лет(осенне-зимний сезон) Примерное 10-дневное меню для организации питания детей 1,5 — 3 лет (осенне-зимний сезон) Примерное 10-дневное меню для организации питания детей 3-7 лет (весенне-летний) сезон) АИАС «АВЕРС: РАСЧЕТ МЕНЮ ПИТАНИЯ» позволяет:- В автоматическом режиме, с учетом данных технологических карт приготовления блюд, установленным показателям и критериям качества рациона питания, а также исходя из данных о наличии продуктов питания в кладовой учреждения, формировать меню текущего дня;
- Автоматизировать процесс учета и расхода продуктов питания;
- Осуществлять мониторинг рациона питания по всем показателям пищевой ценности используемых продуктов;
- Планировать поставки продуктов питания в учреждение;
- На основании данных табеля посещения учреждения строить возвратное и дополнительное меню.
- Справочник типовых технологических карт приготовления блюд. Документ содержит более 200 технологических карт, составленных в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими процесс организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. Технологическая карта содержит информацию об используемых продуктах, способах их предварительной обработки; пищевой и энергетической ценности блюда; технологии приготовления;
- Справочник продуктов питания, используемых при приготовлении блюд. В нем реализован механизм учета сезонных потерь продуктов питания при их переработке;
- Библиотека шаблонов типовых периодических меню питания. Типовое меню питания может быть детализировано пользователем системы по категориям довольствующихся.
- Меню текущего дня;
- Меню-требование;
- Дополнительное и возвратное меню;
- Накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания;
- Бракеражная ведомость;
- Аналитические отчеты о наличии продуктов питания в учреждении, качестве рациона питания;
- Оборотные ведомости по расходы (приходу) продуктов.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ | |
Вид помещения, участка его функция |
Оснащение |
Музыкальный зал и 2 костюмерные: музыкальные занятия; утренняя гимнастика; досуговые мероприятия; праздники, театрализованные представления; занятия театральных и танцевальных кружков; родительские собрания и прочие мероприятия для родителей. | Музыкальный центр, приставка DVD, переносная мультимедийная установка, видеомагнитофон, ноутбук, фортепиано. Детские музыкальные инструменты, различные виды театра, ширмы, костюмы. Шкаф для используемых музыкальными руководителями пособий, аудио и видео записей, игрушек, атрибутов. |
Спортивный зал: утренняя и корригирующая гимнастики, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, занятия кружков по акробатике и аэробике. | Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия. Тренажеры. Нетрадиционное физкультурное оборудование. Музыкальный центр. Оснащение для спортивных игр. Спортивная форма (парадная). |
Лингафонный кабинет: занятия по английскому языку, индивидуальная работа с детьми. Консультативная работа с родителями. | Столы, стулья, компьютер. Лингафонное оборудование (12 мест). Аудио и видео записи на английском языке. Книги английских авторов. Фотоальбомы «Лондон», «Великобритания». Карта Великобритании, дидактические пособия для дошкольников при изучении английского языка, игрушки, картинки, схемы, таблицы. |
Кабинет логопеда: индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом, консультативная помощь родителям. | Зеркало с лампой дополнительного освещения. 4 стульчика для занятий у зеркала. Стол. Комплект зондов для постановки звуков. Комплект зондов для артикуляционного массажа. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Спирт. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», и т.п.) Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры). Логопедические альбомы для обследования. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений. Разрезной и магнитный алфавит. Алфавит на кубиках. Слоговые таблицы. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино. Наборы игрушек для инсценировки сказок. Настольно-печатные игры. |
Кабинет психолога: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, мониторинг развития детей, консультативная помощь родителям. | Кресла, детский стол, компьютер. Детские игрушки и стимульный материал для диагностики развития. Литература по психологии дошкольника, периодические издания по психологии. |
Медицинский кабинет + изолятор, фитобар, процедурный: осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно-просве-тительская работа с родителями. | Медицинское оборудование, необходимые лекарства, прививочный материал, специальные шкафы для их хранения. Детские кровати в изоляторе. Аппарат для кислородных коктейлей. Физиоаппаратура, лампы Чижевского. Компьютер. Шкафы для документации. |
Коридоры ДОУ: информационно-просветительская работа с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями. | Стенды с необходимой психолого-педагогической информацией для детей, сотрудников, родителей. Стенды со схемами эвакуации в случае возникновения пожара, огнетушители. |
Стадион: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, праздники, семейные спортивные соревнования. | Спортивные снаряды для равновесия, лазания. Площадки для мини баскетбола, стритбола, городков. Футбольное поле. Яма для прыжков. |
Площадка для изучения правил дорожного движения: игры, упражнения, развлечения. | Разметка, в соответствии с правилами. Машины, велосипеды, самокаты. Атрибуты для игр. |
Групповые участки: прогулки, наблюдения, игровая деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, трудовая деятельность. | Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп с павильонами. Игровое, функциональное, и спортивное оборудование. Групповые цветники. |
Предметно-развивающая среда в группах | |
Физкультурный уголок: расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. | Оборудование для равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование. |
Уголок природы: расширение познавательного опыта, организация наблюдений и трудовой деятельности. | Календарь природы. Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями. Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику. Сезонный материал. Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы, макеты. Материал для проведения элементарных опытов. Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности. |
Уголок развивающих игр: расширение познавательного опыта детей, организация игровой деятельности. | Пособия по сенсорному воспитанию. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Познавательный материал. Ноутбук (старшие дошкольники). |
Строительная мастерская: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. | Напольный строительный материал. Напольный конструктор ЛЕГО. Настольный строительный материал: · пластмассовые конструкторы ( младший возраст- с крупными деталями); · конструкторы с металлическими деталями — старший возраст; · тематические строительные наборы; · мягкие строительно- игровые модули; · схемы, рисунки и модели для всех видов конструкторов — старший возраст; · транспортные игрушки. |
Игровой уголок: реализация ребенком своих замыслов в игре. Накопление жизненного опыта. Освоение культурных практик. | Стационарное, лёгкое, позволяющее его трансформировать игровое оборудование. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Полифункциональные материалы. |
Уголок безопасности: расширение познавательного опыта и опыта безопасного поведения, его использование в повседневной деятельности, в игре. | Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП. Макеты перекрестков, улиц, районов города, транспортные игрушки. Дорожные знаки. Литература о правилах дорожного движения. |
Уголок «Родная страна»: расширение познавательного опыта, связанного с историей, географией и культурой России и Белгородской области. | Государственные символы России и символы Белгорода и Белгородской области. Литература, фотоальбомы о России и Белгородчине. Образцы народного декоративно-прикладного искусства. Народный костюм девушки из Белгородской области. |
Книжный уголок: Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей. Наборы иллюстраций по темам. Материалы о художниках — иллюстраторах. Портреты поэтов, писателей. Тематические выставки рисунков, семейный фотографий, поделок, связанных с чтением. |
Уголок театра: развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в театрализованных играх. | Ширмы, полифункциональный материал. Элементы костюмов. Различные виды театров (наборы в соответствии с возрастом детей). Элементы декораций. |
«Творческая мастерская»: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. | Бумага разного формата, разной формы, разного тона. Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки). Наличие цветной бумаги и картона. Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок аппликации. Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведений изоискусства. Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями. |
Музыкальный уголок: самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность. | Детские музыкальные инструменты. Музыкальный центр. Аудио и видео записи. Портреты композиторов. Музыкально-дидактические игры. Иллюстрации к детским песенкам, мультфильмам. |