«Социализация — индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания»
«Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях
вариативной системы физического воспитания»
6 июня 2018 года МБДОУ д/с № 57 получило аккредитацию в Российской академии образования и с 1 января 2019 года по своему статусу является инновационной площадкой РАО по теме «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания» (Постановление Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования (протокол № 2 от 26.06.2018г.)
Научный руководитель от ИСиО РАО – Бондырева С.К., кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор Института профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров РАО.
Научный руководитель от НИУ БелГУ – Волошина Л.Н., профессор кафедрой дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», доктор педагогических наук.
Проблема исследования заключается в выявлении теоретических, методических, практических основ процесса социализации-индивидуализации дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания.
Цель исследования: разработать и научно обосновать проект вариативной системы физического воспитания детей на основе игровых программ и технологий, обеспечивающий реализацию индивидуальных и групповых стратегий дошкольного образования.
Отчет о деятельности инновационной площадки Российской академии образования МБДОУ дс57 за 2020год
- Программа эксперимента «Формирование социальной компетентности дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности
на основе игровых проектов». - Отчет о реализации программы эксперимента за 2015-2016 учебный год.
- Анализ реализации программы эксперимента за 2015-2016 учебный год.
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
В МДОУ д/с57 старшая группа №5 является региональной инновационной площадкой по теме «Внедрение педагогики М.Монтессори в дошкольные образовательные организации»
Какая же она, Монтессори группа?
Методика Монтессори не предполагает ни классно-урочной системы, ни школьных парт. Вместо этого — свободные занятия и легкие переносные столы, стулья, плюс коврики для занятий на полу. В Монтессори-группе воспитатель не является главным, он редко вмешивается в деятельность детей, наблюдая за ними. Задача Монтессори-педагога — помочь ребенку организовать свою деятельность. А чем заниматься и когда ребенок выбирает сам. С этой целью в Монтессори — группах выделяют несколько зон: сенсорная, практическая жизнь, математика, родной язык и так называемое космическое воспитание (термин Марии Монтессори, предполагающий изучение окружающего мира). Ребенок выбирает сам для себя зону и конкретный материал, с которым ему хочется поработать. Групповым занятиям отводится не более 15 минут. Поскольку Мария Монтессори считала, что дети лучше всего учатся друг у друга, монтессори — группы — это детишки от 3 до 6.
Итак, особенности Монтессори группы:
- аккуратная, чистая, ухоженная комната. Порядок царит повсюду: на полу, на столах, на полках.
- мебель подходит малышам по росту, и большинство вещей (полотенца, салфетки, ящики) доступны для малышей.
- в группе присутствуют дети разного возраста.
В комнате можно увидеть различные развивающие зоны: практической жизни (переливание воды, пересыпание риса, уход за обувью, рамки — застежки), сенсорного развития (звуковые коробочки, цилиндры, розовая башня, рамки и вкладыши), языковая зона (буквы на шероховатой бумаге, деревянные буквы, карточки), математическая зона, знания об окружающем мире (карты-паззлы, к примеру).
- дети имеют свободный доступ к полкам и столикам. Они знают, где лежат коврики — маты, на которых работают на полу. Материал выложен на полках в свободном доступе и в единственном экземпляре. В Монтессори-группах дети работают по очереди. Приучаются к порядку, терпению и умению ждать своей очереди
- большинство детей спокойно и молча работают с материалами, в комнате царит тишина, если это не групповая презентация.
- старшие дети помогают младшим.
- дети берут материал с полки и ставят его на место.
- обычно детям не надо говорить, что делать.
- Монтессори — дети демонстрируют высокий уровень самостоятельности и независимости.
- обычно педагог (Монтессори предпочитала термин «наставник») стоит немного поодаль и наблюдает за работой детей. Либо ведет групповую или индивидуальную презентацию. Показывает, как переносить стульчик, переливать воду, ходить по комнате, не задевая за предметы.
- позитивная атмосфера.